Меню сайта

Внедрение в практику и реализация федеральных государственных образовательных стандартов вносит свои коррективы в содержание образовательной программы ДО, акцентируя внимание педагогов на развитии социально-коммуникативных, художественно-эстетических, познавательных, речевых способностей детей, а также физической сферы. На смену традиционным методам приходят методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка, обеспечивающие в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей. От господства всеобщего лозунга «СИС – сиди и слушай» мы переходим к активному: «ДИД – думай и делай!». Такие методы получили название «активные методы обучения».

Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

• формирование положительной учебной мотивации;

• повышение познавательной активности детей;

активное вовлечение детей в образовательный процесс;

• стимулирование самостоятельной деятельности;

• развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

• эффективное усвоение большого объема информации;

• развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

• развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности ребенка;

• раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ребенка;

• развитие навыков самостоятельного умственного труда;

• развитие универсальных навыков.

К АМО относятся:

  • Проблемные ситуации
  • Обучение через деятельность (Исследовательская деятельность – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.)
  • Групповая и парная работа
  • Деловые игры
  • Драматизация, театрализация
  • Моделирование (метод, направленный на развитие образного и абстрактного мышления, предполагает исследование объектов познания на их заместителях – реальных или идеальных моделях. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы-оригинала, прототипа модели.)
  • Мозговой штурм (широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем), круглый стол, дискуссия
  • Метод проектов (один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Обучение через деятельность.)
  • Метод эвристических вопросов (применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Удачно поставленных педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.)
  • Игровое проектирование
  • Методы любования (эмоциональная форма усвоения нового. Например, под чтение стихотворения на фоне классической музыки любоваться красотами русской природы.), удивления, уверенности, успехов
  • Релаксация (используется для повышения уровня энергии в группе, помогает сбросить излишнюю напряженнось, возникшую во время занятия. Физкультминутки, подвижные игры.)