Меню сайта

В 2012-2014гг. МДОУ «Детский сад «Солнышко» реализовало проект «Здоровьесохраняющая система работы в условиях реализации ФГТ».

Материалы, накопленные по итогам работы городской инновационной площадки оформлены в брошюру «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении. Из опыта работы МДОУ № 17 «Солнышко».

г. Переславля-Залесского».В современных условиях под влиянием различных внешних и внутренних факторов неуклонно повышаются требования к качеству сформированности универсальных (интегрированных) характеристик личности ребенка, которые обеспечивают его готовность к школе. Одним из основных принципов программы развития нашего ДОУ является реализация модели «Здоровый ребенок — успешный ребенок», поскольку о качестве образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствует здоровьесберегающая составляющая.

В начале 2012 года ДОУ был присвоен статус городской инновационной площадки. Запланированная продолжительность работы ГИП — 2 года (март 2012г. — декабрь 2013г.). В настоящее время пройдены организационный и аналитико-проектировочный этапы.

Деятельность творческой группы и всего педагогического коллектива была направлена на разработку методологических основ обеспечения и формирования базы для инновационной работы, диагностику затруднений педагогов, выявление противоречий в образовательном процессе.

Цель — создание и реализация модели здоровьесохраняющей системы работы ДОУ в соответствии с ФГТ.

Задачи:

1.                Осуществить теоретический анализ научной литературы, проанализировать имеющийся в ДОУ опыт работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

2.                Разработать эффективную модель работы ДОУ по здоровьесбережению детей дошкольного возраста.

3.                Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме здоровьесбережения дошкольников.

4.                Разработать пакет методических материалов по теме ГИП.

Работа по созданию целостной системы здоровьесбережения в ДОУ была начата с анализа сложившейся ситуации — проведен мониторинг сформированности у воспитанников физических качеств, анализ заболеваемости, вычислен индекс здоровья.

2007-2008гг

2008-2009гг

2009-2010гг

2010-2011гг

Индекс здоровья

16,1

16,1

16,6

17,2

Физическое развитие (соответствует норме)

88%

86%

90%

92%

 

Проведено анкетирование родителей «Степень удовлетворенности охраной здоровья детей и условиями здоровьесбережения в ДОУ». Анкетирование показало, что большинство родителей внимательно относятся к вопросам здоровья своих детей, следят за состоянием работы детского сада по этому направлению, однако не достаточно хорошо владеют знаниями о том, как укреплять здоровье ребенка в домашних условиях (47% опрошенных), какие показатели развития ребенка являются нормой (32%), нуждаются в помощи детского сада в вопросах укрепления здоровья детей (48%).

Тематический контроль «Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» выявил, что педагоги грамотно планируют и организуют работу с детьми по воспитанию привычки к здоровому образу жизни, культурно-гигиенических навыков, формированию валеологических знаний. Предметно-развивающая среда в группах организована с учетом потребности детей в движении, оснащены спортивные уголки, подобраны картотеки подвижных игр, различных гимнастик, физкультминуток. Физическое развитие подавляющего большинства детей соответствует возрастной норме. Однако выявлены и некоторые недостатки: недостаточное оснащение групповых спортивных уголков, недостаток выносного оборудования для организации подвижных игр на прогулке; работа с родителями не дает желаемых результатов (отмечается низкая активность родителей в участии в спортивных праздниках и развлечениях, низкая заинтересованность проблемами здоровьесбережения в семье и ДОУ).

Инновационная деятельность в 2012 году проходила согласно разработанному плану, который на данном этапе включал в себя работу с кадрами и работу с родителями.

Работа с кадрами.

Для педагогов ДОУ проведен семинар по теме «Здоровьесберегающее пространство ДОУ в условиях реализации ФГТ» в программу которого вошли выступления инструктора по ФВ, медицинской сестры, учителя-логопеда, воспитателей разных возрастных групп, старшего воспитателя. Также проведен ряд консультаций:

·        «Сохранение здоровья ребенка. Грани взаимодействия»,

·        «Особенности организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке»,

·        «Использование нестандартного оборудования в физическом воспитании».

Творческой группой педагогов ДОУ разработаны диагностические материалы для определения уровня сформированности интегративных качеств (ОО «Здоровье», «Физическая культура»).

Изучен и обобщен опыт педагогов ДОУ по проблеме сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Результатом обобщения опыта стало издание брошюры «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении», которая была представлена на августовской конференции педагогической общественности города. Также на августовской конференции старший воспитатель Мусина В.И. представила опыт работы ДОУ на тему «Использование инновационных технологий в процессе формирования интегративных качеств дошкольников».

Инструктор по ФВ Куроцапова С.В. на ежегодной ярмарке педагогических идей представила опыт своей работы на тему «Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ».

Работа с родителями.

Проведены: родительское собрание «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»; мастер классы «Озорные ножки» (выполнение комплекса гимнастики «Стоп-плоскостопие» в домашних условиях), «Дыхательная гимнастика — средство профилактики простудных заболеваний», «Игровой самомассаж». Регулярно в групповых Уголках здоровья размещается различная информация, направленная на повышение компетентности родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья: «Как сохранить здоровье глаз», «Питание и здоровье», «Витамины — польза или вред?», «Прививка — это серьезно!», «Бережем здоровье с детства», «Гигиенические требования к детской одежде и обуви» и др. Активную работу ведут родительские клубы «Мамина школа» (для групп раннего возраста) и «Школа для заботливых родителей», на заседаниях которых обсуждаются вопросы здоровьесбережения детей дошкольного возраста, даются практические рекомендации по организации домашнего закаливания, оптимизации режима дня, организации досуга ребенка и т.д. Заседания проводятся при участии инструктора по ФВ и медицинской сестры.

Специалисты консультационного пункта, который функционирует на базе детского сада, также оказывают помощь родителям, проводя индивидуальные консультации.

 Совместными усилиями педагогов и родителей формируется здоровьесберегающая среда в ДОУ.

Накоплены методические материалы по проекту:

·        Анкета для родителей «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?»

·        Конспекты занятий по ФК, интегрированного занятия по речевому и физическому развитию детей.

·        Подобраны комплексы пальчиковых игр, упражнений с офтальмотренажерами, дыхательной гимнастики.

·        Консультативные материалы для педагогов и родителей.